ВОСТОЧНО-АЗИАТСКОЕ ИСКУССТВО

ВОСТОЧНОА-ЗИАТСКОЕ ИСКУССТВО (East Asian arts), музыка, изобрази тельное и театральное не кусство Китая, Корен н Японии. Китай, очевидно, может рассматриваться как источник большинства ведущих аспектов корей ского и японского искусст ва. Однако, несмотря на это утверждение, те эле менты китайской культуры, которые не были про сто переняты, подверглись такому ярко выраженному окультуриванию географической, расовой и религиозной адаптации, что стали отчетливо распознаваться как национальные виды искусства. Самым важным из изобразитель ных искусств Китая явля ется каллиграфия. Ее экспрессивные качества являются примером всего, что важно в изобразительном искусстве, так как целью художника никогда не является простое отражение или реализм, но скорее откровение сути. Живопись и каллиграфия считаются единственными истинными изящными видами искусства в Китае, так как только они не требуют физического труда н не имеют физи ческой функции. Скульптура считается ремеслом, как и чеканка по бронзе, резьба но дереву и керамика, текстильные работы, работа но металлу и лаки рованные изделия. Каждое из этих ремесел попало под сильное влияние эстетики (особенно это касается ритмики линии) худож инков и каллиграфов. Для китайской архитектуры характерны деревянные стро ення, и типичное строение состоит из помоста, рамки из свай и окон нодверных перемычек, кровельной фермы и тяжелой покатой крыши. В течение веков коренс кое нзобразител ь ное искусство проявляет про стоту формы 11 склонность к натурализму, а также использует декоративные элементы. Среди отчетливых черт корейского искусства следует отметить использование камня в архитектуре и скульптуре (особенно во времена Beликого, или Объединенного, Силла, 668 935) и создание глазури цвета морской волны прекрасного качества и широкой оттеночной гаммы. Японское изобразительное искусство представляет собой очарование поверхности и внешнего вида. Одна из его основных характеристик — особая забота о декоративном эффекте. Тематика японского искусства часто задается литературой, и часто то, что является просто ландшафтом, оказывается иносказанием. Распространение буддизма в середине 6 века оказало глубокое влияние на образность и стилистику архитектуры и скульптуры Японии, так же как и на корейское искусство. Хотя каллиграфия и живопись имели такое же важное значение для японцев, как и для китайцев, во времена позднего Хейяна (794— 1185) японское искусство было лишь тенью китайского. С уходом от китайской эстетики японские ре месла начали зарабатывать себе репутацию, а ремесленники, соответственно, неведомое ранее влияние. Еще одним многозначительным открытием японского искусства было многокрасочная печать (Укиёэ) периода Токугава. Восточноазиатская музыка, в отличие от западноевропейской музыки, устанавливала высоту тона посредством бамбуковой флейты, а не щипком струны. Несмотря на это отличие, обе музыкальные системы пришли к пентатоническому звукоряду, основанному на 12звучной тонике. Предпочтительный состав китайского музыкального ансамбля небольшой, восточноазиатское музыкальное сочинение делает ударение скорее на мелодии и ритме, чем на гармонии. Ранняя китайская музыка отличается использованием духовых и ударных инструментов, включая шарообразную флейту (сюн), свирель Пана (пайсяо), губной орган (шен), каменный колокол (гин), барабан (гу), бубенцы (чжон) и ударные идиофоны (чжу и ву). Богатое разнообразие современной китайской музыки может быть подразделено на вокальную, балладную, танцевальную, театральную и инструментальную музыку. Вокальная музыка характеризуется тесной синтаксической связностью мелодии, особенностями китайского языка и экономным использованием музыкальных идиом; балладная музыка предполагает литературное творчество, полностью основанное на музыкальной выразительности; а танцевальная музыка характеризуется полиритмич ными темпами и большими музыкальными ансамблями. В китайской оркестровой, ансамблевой и сольной инструментальной музыке доминирует многоголосное внешнее оформление и обычно встречается четырехступенчатое развитие темы, состоящее из вступления (ги), разъяснения темы (чен), перехода (чжуан) и заключения (хэ). Документальная история японской музыки на чалась незадолго до 8 века. В период Хейян различные типы музыки, заимствованной и национальной, были организованы в определенном порядке, который сохраняется до сих пор. Под общим термином Тогаку (музыка Тан) объединялись музыка и типичные музыкальные инструменты Китая и Южной и Центральной Азии. Вся корейская музыка, музыка СевероВосточной Азии и Маньчжурии называлась Комагаку. Термин “ Микагаку ” использовался для ритуальной музыки империи Шинто и некоторых песенных танцев более ранних времен. Хотя японская музыка продолжала развиваться в своем собственном направлении, она оставалась под сильным влиянием китайской музыки, а позднее и западных стилей. Ранняя корейская музыка включала многие элементы китайской придворной музыки, но присутствовали также элементы национальной музыки (ритуального и шаманистического характера). До наших времен дошло несколько древних инструментов, а настоль ная цитра каягым (национальный инструмент) и сейчас используется по всей стране. Что касается таких смежных восточноазиатских категорий, как танец и театр, то здесь интересно отметить, что для восточноазиатских стран характерна синкретичность музыки, танца и драматического искусства. Свидетельств раздельного развития формы, которое представлено западноевропейским балетом и театром, мало. Немногочисленные формы восточноазиатского искусства представления включают как танцы в масках, так и без них, например танцевальный театр масок (как японский но), танцевальные процессии, танцевальная опера, театр теней и диалогические пьесы с музыкой и танцами.







АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную